Антиквариат на колёсах

4 июня 2012 г. (просмотров: 764)

 

Самая старая из доживших до наших времён «самобеглых колясок» сменила хозяина. Как водится, с аукциона: сумма, заплаченная за трёхколёсный паромобиль более чем в два раза, превысила ожидания его предыдущих владельцев.

Покупатель, недрог­нувшей рукой выпи­сывающий за тонну старинного железа чек с невообразимым количеством пулей, чаще всего знает, что делает: сторонних людей на таких аукционах просто не бывает. Те, кто предпочитает вклады­вать деньги в более доступный понима­нию антиквариат, оккупируют аукционы знаменитых домов – «Кристис» или «Сотбис». Ретрокары же, как правило, обретают новых хозяев на специализи­рованных мероприятиях, причем суммы сборов таких аукционов мот поражать воображение. Скажем, одна из послед­них торговых сессий Аукционного Дома RM Auctions, прошедшая во Флори­де, собрала в общей сложности почти 25 миллионов долларов — это при том, что никаких особых ценовых рекордов в ходе торгов установлено не было!

Чаше всего аукционы, на которых распродаются осколки автомобильного прошлого, сопутствуют каким-либо профильным мероприятиям. Скажем, уже упомянутый Дом RM Auctions регуляр­но проводит свои торги в рамках знаме­нитой дизайнерской «Выставки элегантности», которая ежегодно собирает на берегах итальянского озера Комо самые красивые автомобили современности – без оглядки на год выпуска. Есть аналогичное мероприятие и на другом берегу Атлантики: свой конкурс автомобильной красоты по-американски проходит каждый год в калифорнийском Пеббл-Бич. И редкая выставка обходится без своеобразных сенсаций, в том числе и в мире ретро.

Общеизвестно, что звание самых до­рогих автомобилей в мире — из тех. что можно купить напрямую с конвейера — застолбило за собой семейство  Bugatti Veyron. Однако внушительная цифра в миллион евро бледнеет перед теми суммами, которыми порой оперируют  специалисты по торговле олдтаймерами. В мире ретро миллион — это достаточ­но обыденное, хотя и не сказать, чтобы рядовое событие.

«Колесный пароход» по имени De Dion Bouton et Trepardoux Dos-a-Dos, о котором мы упомянули в са­мом начале, построенный в 1884 году, нынешние владельцы собирались продать за два с половиной миллиона при начальной ставке в пятьсот тысяч долларов. К слову, далось им это ре­шение явно нелегко, ибо последние 80 лет раритет хранился в одной семье да и за всю свою долгую жизнь сменил только четырех владельцев. Так  вот, старейший на сегодня самодвижущийся экипаж в мире, и по сей день способный передвигаться самостоятельно, обрел нового хозяина за 4.62 млн. долларов - такой ока­залась конечная сумма сделки, заклю­ченной в начале октября 2011 года.

Автомобили Ferrari нередко выступа­ют в качестве приза, за который ломают копья и чековые книжки маститые коллекционеры. Августовская битва за ярко-красный 250 Testa Rossa 1957 модельного года была жаркой. И дело  не только в том, что до наших дней сохранилось всего два экземпляра этого шасси. Выставленный на аукцион экземпляр знаменит прежде всего тем,  что считался прототипом целой серии гоночных «Феррари», похоронивших надежды многих гонщиков из команд - конкурентов. Именно на этом шасси испытывались технические решения, во многом укрепившие превосходство итальянской марки на гоночных трассах того времени и превратившие 250 Testa Rossa в знаковую веху истории конюшни из Маранелло. Кроме того, он просто красив.

В конечном итоге гоночный прото­тип Ferrari был продан за умопомрачительную сумму в 16,4 млн.  долларов. За такие деньги можно было приобрести, к примеру, больше тридцати Bentley Mulsanne или почти 45 самых совре­менных на сегодня Ferrari FF. Однако неназванный коллекционер предпочел выложить все эти доллары за один-един­ственный автомобиль, который к тому  же, скорее всего,  встанет на прикол в стерильно чистом гараже и если и будет выезжать, то от силы пару раз в год.

Как отмечают эксперты, в известном смысле рекорд все же состоялся - эту сделку можно признать самой значитель­ной за посткризисный период. Однако до абсолютного рекорда родстеру 250 Testa Rossa все же далеко. Более того, аукционщики даже близко не подобра­лись к той сумме, которую в свое время выложили за уникальный Bugatti 57SC Atlantic, построенный в 1936 году.

Эту машину можно считать первым суперкаром в истории мирового автопрома, своеобразным предком ны­нешних «Нейронов». По сегодняшним меркам 210-сильный двигатель и максимальная скорость в 200 км/ч выглядят не слишком привлекательно, но 75 лет назад такие результаты казались за­предельными. В постройке суперкара принимал участие Жан Бугатти, сын легендарного основателя марки Этторе, и завод решился на выпуск только  четырёх экземпляров. До наших дней дожили три.

Первый из них был заказан бароном Филиппом Ротшильдом, причем завод­ских характеристик знатному автовла­дельцу не хватило — через некоторое время по его специальной просьбе на заводе Bugatti двигатель купе оснастили компрессором. По прошествии многих лет и нескольких хозяев автомобиль выкупил американский коллекционер Питер Уильямсон, решившийся, по­жалуй, на самое рискованное капиталовложение в жизни: в 1471 году он при­обрел раритет за 59 ООО долларов. Мы не пропустили ни одного нолика - речь действительно идет о сумме в пятьдесят девять тысяч. Через тридцать лет кол­лекционер выставил свой уникальный автомобиль на очередной аукцион и выручил за него ни много ни мало – более тридцати миллионов долларов. Точная сумма, которую заплатили анонимные покупатели за ретро автомобиль, не разглашается, однако, по мнению экспертов, стоит она где-то между 30 и 40 млн. долларов. Цена возросла более чем в пятьсот раз!

Чем же обоснованы такие сумас­шедшие цены? Точного ответа дать не сможет никто— как мы уже убедились, недостаточно даже титула «самого-самого», чтобы оправдать многомиллионную стоимость. Если бы речь шла только о возрасте... На цену олдтаймера влияет невероятное множество факторов, на­чиная о т количества выпущенных экзем­пляров и кончая личными заслугами конкретного автомобиля. Учитываются и тщательность, с которой ретрокар был восстановлен до заводского состояния — экземпляры с современными запча­стями просто не могут рассчитывать на более-менее приличное отношение, и личности предыдущих владельцев...

Изредка специализированные аукционы устраивают распродажи коллекций, которыми когда-то владели знаменитости. К примеру, автомобили из гаража Джона Леннона пользуются традиционным спросом, а вот рари­теты из-под нынешних голливудских «звезд» огромных сборов не делают. Уж слишком велико их желание что-нибудь где-нибудь подкрутить и осовременить, тогда как отношение к машинам порой оставляет желать лучшего...

Так или иначе, подходить к оценке ретромобилей с той же меркой, как и к современным машинам, нельзя: переставая быть автомобилями, они пре­вращаются в предметы искусства, храня­щие тайное знание о тех временах, когда культура еще не была такой массовой. Олдтаймер сродни скульптуре знаме­нитого ваятеля или картине известного живописца- кусочек неподдельной истории, воплощенной в металле и дереве. Может быть, именно поэтому знаковые олдтаймеры считаются столь же достойным вложением средств, как и прочий, более традиционный анти­квариат.

Комментарии:
Добавить