Полезная информация для автолюбителей (техосмотр, часть 2)

13 мая 2009 г. (просмотров: 744)

Готовимся к техосмотру


Вклад автовладельца в дело безопасности невелик, но важен - следить за исправно­стью средства передвижения. Здесь он не одинок - государство за умеренную плату устраивает ему ежегодные встречи с экспертами - техосмотры. Но мероприятие это популярностью в народе почему-то не пользуется. Так ли страшен ПИК (пункт инструментального контроля), как его малюют?

НЕ ПРИКЛАДАЯ РУК

Никакого, извиняюсь за выражение, волюнтаризма в этом деле нет. А есть госу­дарственный стандарт РФ (ГОСТ Р 51709-2001), где четко указано, где, что, чем и как надо проконтролировать. Правда, сочиняли его в лучших отечественных традициях. С одной стороны, он, безусловно, строг, с другой - почти в каждом разделе есть «дышло», позволяющее толковать требования «по обстоятельствам». Взять хотя бы проверку авто на шипованной резине. Прямого запрета в стандарте нет - на техос­мотр можно приезжать в сезонной обувке. Но... «при проверке должна соблюдаться инструкция по эксплуатации стенда»! А там чаще всего категорическое требование: никаких шипов! - ведь обычные ролики из-за них моментально изнашиваются. (Существуют, разумеется, исключения, но они весьма дороги.) Так что если на ПИКе вас отправят переобуться (или выковырять шипы), не лезьте на рожон - все по закону.

Документ - руководство не только для проверяющих. Это еще и инструкция для исполнителя, готовящего автомобиль к экзамену в ГИБДД. Нынче многие передоверяют это дело автосервису. Но, увы, с нашими профи не забалуешь - присматривать надо.

Начинать надо, разумеется, с водных процедур. Особо стоит позаботиться о читаемости идентификационных номеров. Убедитесь лично - заодно узнаете, где они находятся.

Следующий этап - проверка токсичности. Лояльнее всего стандарт относится к «древностям» - машинам до 1986 года выпуска. Их тестируют лишь в режиме  холостого  хода  и только на содержание СО (до 4,5%). Более современную технику без нейтрализатора или с нейтрализатором без обратной связи (т. н. двухкомпонентная система) проверяют на двух  режимах – оборотах холостого хода и повышенных, фиксируя СО и СН. Если нейтрализатор трехкомпонентный (с обратной связью, снабженный датчиком кислорода), контроль еще сложнее. Нужен газоанализатор, способный измерить СО, СН, СО2, О2 и на основе полученных данных рассчитать Л - коэффициент избытка воздуха. Последний определяют лишь на повышенных оборотах, а СО и СН - еще и на холостых. По окончании проверки (и если потребуется, регулировки) не забудьте взять распечатку. Ведь токсичность без цифр - дым ил трубы. К трубе, кстати, свои требовании выпускной тракт должен быть комплектным и гер­метичным.

Столь же мудрены способы проверки тормозов. Основных методов два - стендовый и дорожный. Последний ближе к реальности, но трудоемок. К тому же для замеров нужен изрядный кусок "ровной горизонтальной сухой и чистой дороги с цементно- или асфальтобетонным покрытием». В тесноте мегаполисов - роскошь непозволительная.

Роликовый стенд куда компактнее, прост в пользовании, а результат нагляден. Стоит наехать на ролики одной из осей и затормозить, как на табло высветятся нужные цифры. Правда, верить им можно лишь при соблюдении ряда условий. Так, тормозные механизмы должны быть «холодными» (температура поверхности трения диска или барабана менее 100С), а покрышки чистыми и сухими. На переднем сиденье испытуемого авто должны  (!)  находиться  водитель и  пассажир. И еще одна тонкость -не всякий роликовый стенд пригоден для контроля ма­шин с антиблокировочной системой (ABS). Убедитесь, что необходимая опция присутствует.

Лучше всего, если стенд на "вашем» сервисе аналогичен ПИКовому - при техосмотре их показания в идеале должны совпасть. Впрочем, стенд - не панацея, при подготовке вполне можно обойтись без него. В скромно оборудованных мастерских вся подготовка сводится к тщательной очистке тормозных механизмов, проверке их работоспособности и оценке состояния трущихся пар. Если мастер подошел к делу добросовестно, успешная сдача экзамена гарантирована.

О регулировке света фар мы недавно писали (ЗР, 2005, № 2). Повторим вкратце - в России законодательно принят «Европейский луч», так что ни американская, ни тем более «праворукая» японская версии шансов пройти ПИК не имеют. Ламп (в том числе голубых!) продают великое множество - ГОСТу соответствует едва ли половина. Чтобы не попасть впросак, при замене загляните в «святцы» - ПДД и рекомендации завода-изготовителя.

Остальное проще. Суммарный люфт рулевого управления оценивают по свободному ходу рулевого колеса, а прочие зазоры - органолептическим методом (по стуку). Число двойных ходов «дворников» по мокрому стеклу на максимальной скорости должно составлять не менее 35 и т. д. Полный перечень найдете в приложении к Правилам.

Получив в сервисе список выполненных работ, можете безбоязненно ехать на техосмотр. По идее, мнения гражданских из автосервиса и слу­живых из ГИБДД об исправности вашей машины должны совпасть. А на самом деле?

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА

Мастерских, готовых принять в свое лоно наш ВАЗ-21043, оказалось великое множество. Правда, предлагаемую схему сотрудничества «слесарь наш - идеи ваши» мы отвергли. Хотелось другого - заплатив деньги, получить автомобиль полностью подготовленным к инструментальному контролю. Мир не без добрых людей - искомую услугу рекламировал один из дилерских центров ВАЗа, оценив ее в 943 рубля 49 копеек.

Снаружи все выглядело по-европейски: парковка для клиентов, чистый пол, мягкие диваны, туалет и бар. Но возникшее было чувство про­винциальной неловкости улетучилось, едва стало ясно - заправляют тут соотечественники! Кто ж еще мог, оформив заказ и изъяв (до оплаты) документы, предложить клиенту проехать в цех по дороге общего пользования! Странно, что гибэдэдэшники не организовали там постоянный пост: план по изъятию штрафов у «безбилетных» водителей был бы давно перевыполнен.

Подготовку к ТО сервис-мены начали с помывки. Правда, мыли не очень тщательно и лишь снаружи. Под капот обладатели шланга и болотных сапог даже не глянули.

С мойки сразу на стенд. Удобно устроившись (в одиночку!) за рулем, слесарь, глядя на монитор, с пульта дистанционного управления «перелистал» тест-программу. Кое-что в ней не из той оперы, но из песни слова не выкинешь - заплатить пришлось за все.

Задний мост испытания не выдержал. То ли потому, что колеса мокрые, то ли правый ролик со следами кустарной наплавки подкачал - не­известно. Но на комплект новых барабанов с колодками мы «попали». Процесс замены занял каких-нибудь три (!) часа, а затем слесарь приступил к «приработке поверхностей». С этой целью он принялся азартно гонять на машине по мастерской, завершая разгоны эффектными торможениями «в пол». Тормозам явно лучше не стало, как, впрочем, и недешевым покрышкам, которые услужливый... спец старательно «притер» к полу.

Повторный визит на стенд показал - тормозная система в полном порядке. Значительный вклад внесли высохший к тому времени протектор - тормозная сила на передних (не подвергавшихся ремонтным воздействиям) колесах выросла аж на 300 ньютонов! Биение каждого из задних ко­лес снизилось на 5% - правда, суммарное почему-то выросло на ту же величину! Мастер был краток: «В целом все хорошо, а притрется - будет еще лучше!» «Лучше» все-таки придерживаться стандарта - глядишь, обошлись бы без запасных частей.

Фары отрегулировали традиционным способом - посредством прибора, но на глазок. Примерно так же сделали газоанализ, проглядев внушительную дыру в глушителе. Органолептически и финал безбожно скомкали - проверка свелась к пинанию колес и качанию рулем. Итог -  3369 руб., включая стоимость внеплановых работ и запчастей и месячную гарантию. Интересно, как оценят старания мастеровых их коллеги на техосмотре?

ВУЛКАН УДАЧИ

Путь на ПИК оказался тернист, словно восхождение к горной вершине. Деньги за услугу концессионеры приняли охотно, а вот осмотреть машину напрочь отказались - месяц не тот. Судя по отметке в прошлогоднем талоне, нас ждали в декабре, а мы заявились в апреле. Пришлось ехать к милицейскому начальству за разрешением. Заявление секретарь не принял, посоветовав выбросить пресловутый талон. Это, оказывается, единственный источник информации - компьютерный учет в масштабе ГИБДД пока не налажен.

На следующий день вновь не повезло - облюбованный нами ПИК «завис» из-за сбоя компьютера. Малодушный напарник предложил зайти с черного хода: сосед, мол, затратил на все пятнадцать минут и две тысячи. Увы, заманчивое предложение отвергли служба! Лишь с третьей по­пытки удалось, наконец, попасть на линию диагностики. Сразу выяснилось, что эксперт автослесарю друг, товарищ и брат. Все те же вольные упражнения на стенде и свободное трактование ГОСТа. Мнения в итоге тоже совпали, годен с первого предъявления! Повезло - в этой лотерее мы сорвали джек-пот! Теперь все позади - и талон в кармане, и формальности соблюдены. Беспокоит пустяк: а исправен ли автомобиль на са­мом деле?


Источник: Журнал "За рулем"

Комментарии:
Добавить